Какие права имеют коллекторы и Коллекторские службы?
Коллекторские службы стали неизменным спутником всех тех, кто имеет самые малейшие просрочки или уже сформировавшуюся задолженность. Их действия практически в каждом случае переходят грани разумного. Тех, кто был бы доволен, и равно у кого бы не осталось осадка от общения с коллекторами, наверняка не найдутся, и в обозримом будущем эта проблема совершенно точно не изменится.
Однако, для того чтобы иметь возможность противостоять беззаконной деятельности коллекторских агентств, нужно иметь самое важное – знание! Это и будет ваш самый верный и главный союзник в борьбе с противоправными действиями таких служб.
В теории нам необходимо будет разобрать их основные полномочия и понять, на что же в действительности способны эти вестники приходящих к нам проблем.
В результате многочисленного отрицательного опыта в общении с коллекторами и благодаря их откровенно безнравственным и незаконным методам работы, 3 июля 2016 года был принят Федеральный закон от № 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности, а также были внесены изменения в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях».
В этом нормативно правовом акте государство четко определило, какие цели преследует законодатель, что и отразилось на правах коллекторов.
По нормам Закона о коллекторах, их деятельность ограничили ясными и понятными рамками. Теперь микрофинансовая или кредитная организация имеет право передавать информацию о должнике лишь тем коллекторским агентствам, которые прошли процедуру регистрации.
В соответствии со статьей 4, вышеприведенного федерального закона, при совершении действий, направленных на возврат просроченной задолженности, кредитор или лицо, действующее от его имени и (или) в его интересах, вправе взаимодействовать с должником, используя:
1) личные встречи, телефонные переговоры (непосредственное взаимодействие);
2) телеграфные сообщения, текстовые, голосовые и иные сообщения, передаваемые по сетям электросвязи, в том числе подвижной радиотелефонной связи;
3) почтовые отправления по месту жительства или месту пребывания должника.
В части 2 названной нормы имеются и ограничения, по которым иные способы взаимодействия с должником кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, могут быть предусмотрены письменным соглашением между должником и кредитором или лицом, действующим от его имени и (или) в его интересах. Но и если такое соглашение имеется, должник вправе в любой момент отказаться от него, сообщив об этом кредитору и (или) лицу, действующему от его имени и (или) в его интересах,
Также законом предусматриваются и общие принципы деятельности, закрепленные в статье 6, согласно которым не допускаются:
а) применение к должнику и иным лицам физической силы либо угрозой ее применения, угрозой убийством или причинения вреда здоровью;
б) уничтожение или повреждение имущества либо угрозой таких уничтожения или повреждения;
в) применение методов, опасных для жизни и здоровья людей;
г) оказание психологического давления на должника и иных лиц, использование выражений и совершением иных действий, унижающих честь и достоинство должника и иных лиц;
д) введение должника и иных лиц в заблуждение.
Также следует отметить, что при привлечении коллекторских агентств, кредитор не вправе по своей инициативе самостоятельно осуществлять взаимодействие с должником способами, приведенными в законе. Не вправе кредитор привлекать одновременно двух и более коллекторских служб.
По инициативе кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, не допускается проведение мероприятий коллекторскими службами со дня признания обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введения реструктуризации его долгов или признания должника банкротом.
Кроме этого, недопустимым является проведение таких мероприятий в случае если должник является лицом, лишенным дееспособности, ограниченным в дееспособности, находится на излечении в стационарном лечебном учреждении, является инвалидом первой группы, является несовершеннолетним лицом.
Коллекторам не допускается непосредственное взаимодействие с должником в рабочие дни в период с 22 до 8 часов и в выходные, нерабочие, праздничные дни в период с 20 до 9 часов по местному времени по месту жительства или пребывания должника, известным кредитору и (или) лицу, действующему от его имени и (или) в его интересах.
Коллекторам разрешено общение с должниками посредством личных встреч не более одного раза в неделю, посредством телефонных переговоров не более одного раза в сутки, не более двух раз в неделю и не более восьми раз в месяц.
При непосредственном взаимодействии по инициативе кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, должнику должны быть сообщены: фамилия, имя и отчество физического лица, осуществляющего такое взаимодействие, фамилия, имя и отчество, либо наименование кредитора, а также лица, действующего от его имени и (или) в его интересах.
Направление сообщений должнику законом также строго регламентировано: в рабочие дни в период с 22 до 8 часов и в выходные и нерабочие праздничные дни в период с 20 до 9 часов по местному времени. Общее их число не должно превышать двух раз в сутки, четырех раз в неделю и шестнадцати раз в месяц.
Как мы видим, перечень мероприятий для коллекторов довольно скуп, но это только лишь исходя из скупости предложенного изложения. На деле же, это все те же права, которыми коллекторы пользовались и ранее, но в данном случае они были пущены в правовую плоскость, с целью защиты положения должников.
К настоящему моменту положение должников несколько стабилизировалось, случаев откровенного произвола стало наблюдаться в разы меньше. Все реже в новостных сводках мы можем наблюдать за тем, как коллекторские службы нарушают установленные законом нормы.
Тому есть несколько причин. За контроль деятельности коллекторов стал отвечать собственный надзорный орган в лице ФССП, который вправе принимать самые жесткие меры к нарушителям. Правоохранительные органы также стали оперативно реагировать на противозаконные действия коллекторов. И в конце концов сама общественность стала более явно выявлять и реагировать на очаги самоуправства и освещать эти действия.
Вам же, дорогие читатели, мы также советуем не быть марионетками в руках кредиторов и их коллекторов. Не бойтесь реагировать на них, обжалуйте их действия, направляйте заявления в правоохранительные и надзорные органы, иначе вы станете невольным пособником в собственных несчастьях, ведь жить в таких условиях не только не правильно, но и невозможно.
Воспользуйтесь процедурой банкротства, и наши арбитражные управляющие оградят вас от этих сложностей и помогут в короткие сроки решить ваши долговые проблемы.